Официальный сайт скульптора Дмитрия Кукколоса
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Скульптура архаики (7-6 в до н.э.) развивалась сложными путями. Вплоть до середины 6 в. до н. я. создавались скульптурные изваяния богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы скульптуры «Артемида» с острова Делос (ок. 050 г. до н. э., Афины, Национальный музей) и «Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр), имевшие религиозно-магическое значение и еще напоминающие «ксоаны» гомеровской эпохи. Но в скульптуре «Геры» появляется большая пластичность форм, подчеркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Художник правильно устанавливает пропорции женской фигуры, различает характер тяжелых и плотных тканей вверху и тонких прозрачных внизу. Уже в это время греческая скульптура открывала новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в скульптурах героев, а позже воинов - куросов.

Обобщая свои наблюдения, художник выражал их в образах типического характера, органически объединял в них частное и общественное, жизненное и идеальное. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Образ куроса - сильного мужественного героя или воина - был порожден развитием гражданского самосознания человека. Скульптуры куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека - атлета и воина - свидетельствовало о том, Что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в скульптурах древневосточных культур, этот шаг дан еще условно (обе ступни приставлены к земле), в скульптурах куросов ощутима скрытая действенная сила. В них уже выявлен античный принцип лепки форм, построенный на градации планов и нарастающих объемов, на подчинении деталей главному. Линейный ритм связывает отдельные части скульптуры воедино.

Наиболее ранние по времени скульптуры куросов отличаются резкой и Грубоватой трактовкой форм; строгой фронтальностью и застылостью. Таков курос Метрополитен-музея в Нью-Йорке (ок. 600 г. до н. э.).

Развитие.типа куроса шло в сторону все большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К середине 6 в. до н. э. в скульптурах куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, и все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми был проникнут весь образный строй скульптуры («Аполлон Птойос», 6 в. до н. э., Афины, Национальный музей). Иногда эта улыбка придает куросам несколько манерный облик («Аполлон Тенейский», середина 6 в. до н. э., Мюнхен, Глиптотека).

Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в скульптуре богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. мастером Архермом. Однако движение богини, так называемый «коленопреклоненный бег», было столь же условным, как и «архаическая улыбка».

Со второй половины 6 в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека. Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции. К этому времени крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики, где с наибольшей полнотой выразились характерные черты рабовладельческой демократии полиса и его культуры. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе скульптуры прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах.

Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Они оживляют своим движением фигуры и придают праздничный вид этим скульптурам - «Девушка в пеплосе» (540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). Скульптуры кор как бы подводят итог художественному развитию архаики. Представление о ценности человеческой личности раскрывается в них не столько пластическими средствами, сколько декоративным характером целого, подчеркнутым изяществом силуэтов.