Официальный сайт скульптора Дмитрия Кукколоса
Скульптура Римской Республики (конец 6- конец 1 века до н.э.)

Скульптура Римской Республики (конец 6- конец 1 века до н.э.)


В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий республики - бронзовая Капитолийская волчица - символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экспрессивностью. Однако лучшее из художественного наследия римской скульптуры - портрет. В Риме возникает его новое понимание.

В отличие от греческих мастеров, подчиняющих даже в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами.

В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за которыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей.

Зарождение римского портрета связано с древним заупокойным культом предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позже эта традиция питается практической потребностью сохранения для потомства точного изображения данного лица как индивидуальности, прославления участников исторических событий.

Стиль римских портретов эволюционировал. Он последовательно отражал изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов, идеалов. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности воспроизведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий. Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей. Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон - человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Остро индивидуален портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скептической складкой на тонких искривленных губах (3 в. до н. э., Турин, Музей). Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга. Образ Авла Метелла (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблестного оратора.

Скульпторы эпохи Республики создавали не только портретные бюсты, но и групповые портреты семьи и родственников. Их возникновение объясняется строгим семейным укладом древнеримской общины. Примером такого группового портрета является изображение в надгробной стеле римлянина Вибия и членов его семьи (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан). Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. Как и в греческом искусстве, человек находит опору в себе самом.