Официальный сайт скульптора Дмитрия Кукколоса
Скульптура среднего Китая 4-6 веков н.э. (период Северное Вэй)

Скульптура среднего Китая 4-6 веков н.э. (период Северное Вэй)


По всей стране началось сооружение грандиозных монастырей, высеченных прямо в скалах, роскошных деревянных храмов и пагод-башен в честь буддийских святых и паломников. Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии были строителями этих сооружений. Возводившиеся на протяжении веков храмы в скалах длиной в несколько километров сохранили, как своеобразные музеи, многочисленные памятники скульптуры и живописи средневековья и отразили всю его историю.

Самыми ранними из буддийских монастырей были Юньган («Храм заоблачных высот», 4-6 вв.), Лунмынь (6 в.) и Дуньхуан (или Цяньфодун - «10 тысяч Будд», заложенный в 4 в., строительство которого велось вплоть до 14 в.).

С далекого расстояния открывались путникам скалы Юньгана, прорезанные нишами и пещерами. Буддийские пещеры высекались без определенного плана в толще диких, порой почти неприступных скал, связывая в неразрывное п,елое архитектуру и скульптуру с природой. Огромные скульптуры Будды и его учеников, массивные столбы в виде пагод и поныне заполняют полусумрачные залы пещер Юньгана, срастаясь с массой скалы. Фигуры Будд раннего средневековья похожи больше на скульптуры индийских богов. Архитектура этого и других монастырей также решительно отличается от древних пещер Китая, связанных с погребальным культом, где и в расположении и в размещении рельефов ощущался продуманный четкий план. Наоборот, вокруг огромных скульптур Юньгана и Дуньхуана многочисленные рельефы с изображением небесных музыкантов и буддийских святых покрывали стены и потолок без какой-либо системы, расписывались нежными минеральными красками. Разноплеменные влияния, образы различных стран Востока сказались в архитектурном и скульптурном оформлении пещер. Эти влияния на протяжении веков ассимилировались китайским искусством. Уже к 6 в. чуждые образы все более приобретают местные черты, особенно проявляющиеся в плоских настенных рельефах. В изображении стройных и изящных фигур донаторов (Лунмынь) видна манера китайских мастеров с их высоким мастерством линейного ритма.

Помимо пещерных храмов большое распространение приобретают и буддийские мемориальные памятники - пагоды. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий еще напоминают индийские башнеобразные храмы. Самая древняя из сохранившихся пагода Сунюэсы (523) сочетает в себе спокойную ясность и вытянутость кверху китайских древних сторожевых башен, их монументальную простоту и многоярусность с гибкостью и скульптурной пластичностью, не свойственной в прошлом Китаю. Таким образом, в 4-6 вв. китайское искусство обогатилось новыми типами памятников архитектуры и скульптуры.