Официальный сайт скульптора Дмитрия Кукколоса
Скульптура средневековой Индии (7-18 века)

Скульптура средневековой Индии (7-18 века)


В 7-8 вв. в Индии продолжают возводиться грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (7 в.), храм Шивы на острове Элефанта (7 в.) и храм Кайласанатха в Элуре (8 в.). Эти огромные комплексы, связанные с новыми веяниями средневековья, уже не соответствовали своим буддийским прообразам, в основе которых лежала идея отшельничества и уединенной жизни Будды. Мощь и размах брахманских повествовательных сцен требовали больших просторов, чем могли позволить пространства древних пещер. Поэтому планы чайтий и вихар расширяются, а скульптура приобретает ведущее начало.

Эти изменения особенно заметны в храме Кайласанатха в Элуре (храм владыки горы Кайласа), высеченном из целого монолита и символизирующем вершину священной горы, на которой, по преданию, жил Шива. Архитекторы и ваятели, работавшие в неразрывном единстве, осуществили невероятный по фантастичности замысел, вырубив в скалах огромный храм (30 м в длину на 30 м в высоту), который, по существу, перестал быть пещерой. Отделившись от монолита скалы, он словно вышел из-под земли. Его сооружение началось с вершины. Постепенно очищаясь от камня, здание рождалось из скалы, подобно скульптуре под резцом мастера. Оно разделяется на три большие части и дополнительные помещения, возведенные на едином массивном девятиметровом цоколе. Фигуры богов и священных животных опоясывают его ряд за рядом, не оставляя пустых пространств. Фигуры показаны в таких смелых ракурсах и в таком высоком рельефе, что стена подчас перестает существовать, воспринимаясь как живая, дышащая масса тел. Внутри храма располагаются такие же грандиозные скульптуры, в отличие от прошлого показанные не только во взаимодействии, но и в драматическом столкновении между собой. Одна из сцен, выполненная в очень высоком рельефе, изображает Шиву и его супругу Парвати, возлежащих на вершине горы Кайласы, которую пытается сокрушить многорукий и страшный демон Равана - живое воплощение сверхчеловеческой мощи

.

Столь же гигантским и сверхчеловеческим выглядит и мощный бюст Шивы Махешвара из пещерного храма на острове Элефанта. У него три лика (которые выражают дремлющие в нем космические силы разрушения, созидания и покоя), тяжелые и мрачные, с чувственными губами и сдвинутыми бровями. Огромные размеры и выражение внутренней титанической силы отличают его от полных гуманизма образов древних богов, соразмерных людям своими масштабами.

Ранние надземные каменные храмы еще близки пещерам, и некоторые из них похожи на Кайласанатху. Таковы семь храмов, выстроенных на юге Индии, в Маммаллапураме (близ Мадраса), в 7 в., посвященные героям «Махабхараты». Те из них, которые представляют собой ступенчатые пирамиды, увенчанные по углам небольшими шлемовидными шатрами, имитируют колесницу - ратха; другие воспроизводят форму хижины с двускатной крышей.

Весь ансамбль интересен тем, что объединен повторением в одном ритме единых форм в разных масштабах. Грандиозный рельеф, стоящий под открытым небом, повествует о нисхождении благостных для народа вод реки Ганга на землю, подчеркивая пластическую красоту ансамбля. Люди и звери пришли к потоку, чтобы встретить реку. Естественная трещина в скале изображает поток, и в этой трещине изображены богини-змеи, извивающиеся хвосты которых усиливают ощущение стремительности падающей воды. Такого объединения фигур в безудержном движении, такого собрания легенд на поверхности одного массива не знала предшествующая история индийского искусства.

В 8 в. окончательно завершился переходный этап от образов и форм древнего искусства к средневековью. В это же время в архитектуре Индии складываются два основных типа храмов - северный, с высокими, мягко изогнутыми башнями, и южный, продолжающий в башнях развивать тип ступенчатой пирамиды. Наиболее значительны храмы северного типа, и среди них - выстроенные в начало 11 в. на территории Ориссы храм Лингараджа в Бхубанесваре и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо (950-1050). В мягкой криволинейности башни храма Бхубанесвары, доминирующей над всем ансамблем, ощущается большая связь архитектуры с природой, с ее растительными формами. Сама башня, покрытая скульптурой и разделенная вертикальными членениями, напоминает грандиозное растение, плод лотоса. Ей сообщена особая пластическая упругость. Остальные части ансамбля повторяют ее форму в миниатюре, словно подготавливая ее плавное движение кверху. Конструкция зданий не получила сложного развития, внутри пространство также разработано слабо. Нарастающий ритм составляет основную динамику храма, вызывает в сознании образы самой природы, се спелых плодов.

Храм Кандарья Махадева, все части которого объединены цоколем, также построен на волнообразном ритме восходящих кверху объемов. Это ощущение восхождения связано и с обилием скульптуры, воспринимающейся этап за этапом, фриз за фризом, поскол-ьку взгляд не может охватить ее сразу. Храм представляется зрителю живой и дышащей массой, из которой рождаются бесчисленные детали, образы и формы. Отдельные скульптуры поражают своей пластической красотой и совершенством форм, однако они почти неразделимы, сливаясь в общий клубок тел.